Перед педагогами, родителями, воспитателями стоит на вопрос: «Как
обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок
попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто
растеряться. Что мы делаем для обеспечения безопасности наших
воспитанников? Рассмотрим одно из направлений работы над данной
проблемой.
Сказки- это учебник, по которому маленький
человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки
иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений.
Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности,
которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные
сказки, играя в них, малыш легко усвоит, что в "другом", большом мире
необходимо соблюдать определенные правила. Не верить кому ни попадя,
обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться.
Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины,
вы научаете ребенка и бдительности, и осторожности. Причем (что очень
важно!) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут
понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя
самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. А если
вдруг попадешь в переделку - как из нее выберешься, чтоб вернуться домой
целым и невредимым.
Вспомним сказки для самых маленьких, которые плохо оканчиваются?
Колобок съеден, у курочки Рябы яичко упало и разбилось, Снегурочка
растаяла над костром, теремок развалился, от козлика рожки да ножки в
лесу остались…Сказки для детей постарше как правило заканчиваются
хорошо. В них герои, преодолев все трудности и каверзы судьбы,
благополучно выпутываются из переделок и начинают "жить-поживать".
Неужели, наши предки гуманнее не могли что-нибудь придумать или им
нравилось детей запугивать?
Конечно, нет. Первые сказки, которые слышат наши дети, и в самом деле в чем-то походят на страшилки.
Но, скорее всего, это страшилки не для детей, а как раз для родителей.
Кто должен бдительно следить за младенцем, кто целиком и полностью
отвечает за его благополучие, пока он так беспомощен?
Сказки предостерегают нас, родителей, и предупреждают их о
последствиях. Причем в той самой форме, которую легко и охотно
воспринимает наше подсознание. Это напоминалки
для нас. Емкие, короткие, образные. Возьмите любую сказку - и вы
найдете в ней массу полезных советов-напоминаний о безопасном поведении.
Советы-предостережения:
- если младенца положить на краю (потешка-песенка);
если оставить без присмотра (или оставить ребенка под присмотром
ненадежных людей) («Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка»);
- если по вашему недогляду "хвостиком заденет" то, чего задевать не полагается («Курочка-ряба»);
- если положить без надзора "остывать на окошке" («Колобок»);
- если сбежит в неисследованное (то есть неподготовленное для него) место («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);
- если ребенок все подряд тянет в рот («Петух и бобовое зернышко»);
- если пустит домой чужого («Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»).
Это все напоминания для взрослого. А что касается самих детей...
У маленьких детей воображение еще спит, и потому младенец не будет пока
особо переживать об обманутом колобке: он пока не понимает, что "быть
проглоченным" и "умереть", по сути, одно и то же. И не пугает его, что
"рожки да ножки" остались, а козлик исчез: так же не существуют предметы
для грудничка, когда они исчезают из поля его зрения. Малышу, если
честно, поначалу все равно, что вы там говорите: его завораживает сама
ритмика речи, голос, интонации.
Как вы уже заметили, в народных сказках есть четкая инструкция о том,
что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. И малыш впитывает ее
буквально с молоком матери.
Все мамы - во все времена - поют своим малышам колыбельную
"Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за
бочок...". Слушая песенку, малыш осваивает важнейшее для него понятие:
что такое край.
"Край" - это некая черта, граница, тот
предел, за которым таится нечто неведомое, а потому опасное. Там, за
краем, - "серенький волчок" (символ неизведанного и коварного). В
доступной форме ребенку объясняется, что край - это та граница, та
неизведанная территория, где все чужое, чуждое, неведомое. И ходить туда
одному нельзя.
Конечно, со временем "своя" территория начнет расширяться. Сначала - до
размера комнаты, потом - до размера квартиры, "своего" двора...
Ну а что случится, если все-таки зайдешь за край? Да еще один, да еще
без спроса? И об этом он уже знает. Из песенки про серенького козлика,
например, которому вздумалось "в лес погуляти".
(Что с ним случилось? Да, "остались от козлика рожки да ножки".)
Или из истории о колобке, которому тоже вздумалось погулять...
Такие сказочные "инструкции по безопасности" перетекают от напевки к
присказке, от присказки к сказке и растут вместе с малышами.
Сказки, напевки, колыбельные для младенцев - это учебник, в котором записаны базисные понятия безопасности для малышей.
Алгоритм работы по сказке:
1.Прокомментируйте то, о чем вы рассказываете.Комментарий может быть очень простой: скажите "ай-ай-ай!" - вот и ясно ваше отношение к поступку (проступку) колобка.
2. Задайте малышу вопросы:
- Почему же убежал колобок?
- А можно ли было убегать одному в лес.
- С кем колобок встретился?
- От кого убежал?
- А кто его перехитрил?
- Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошел один, а разве можно уходить одному?)
Обратите внимание малыша на то, что встречались колобку и другие звери, жаль, что он доверился симпатичной хитрой лисе...
- Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку/дедушку, которые там бывали (то есть освоили эту "чужую" территорию)? А еще? (Не слушать лису, лисы такие хитрые...)
Если малыш говорить еще не умеет - все равно задавайте вопросы. И,
сделав паузу, сами на них отвечайте. Это отличный способ акцентировать
внимание. Задавайте вопрос и сами на него отвечайте, как будто просто
рассуждаете вслух. Например, после встречи с зайчиком скажите: "И почему
же колобок не побежал назад к бабушке и дедушке? Зайчик-то хотел его
съесть, а колобок не испугался! Ай-ай, вернись домой, колобок!" Или
можно так: "Ну, разве можно подходить к незнакомой лисичке? Ай-ай-ай!
Нельзя, потому что..."
3. Выразите главную мысль, которую вы хотите донести до ребенка("Наша Танечка умница, она не убегает одна... А лисичку Таня будет слушать? А песенки ей петь?")
Побеседовать о волчках и колобках не поздно, когда ребенку и 3, и 5
лет. Просто вспомните вместе с ребенком другие народные сказки. Или
задайте вопросы, побуждающие к размышлению:
- А какие еще сказочные герои путешествовали одни, без взрослых?
- Кто не послушался и попал в беду?
- А что надо было сделать этому герою?
- Кто спас его/ее?
- Как бы ты поступил на его/ее месте?
- Как ты думаешь?- очень хороший вопрос, почаще задавайте его детям.
Игровое занятие по сказке полезно построить в 3 этапа: прочитать, обсудить, проиграть.
Примеры тем для бесед, обсуждений и игр по русским сказкам:
IIэтап:
- Малыш, будь готов к неожиданностям. Не все к тебе приходят с добром.
Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а можно и нужно ("Гуси-лебеди").
- Не будь наивным, малыш! Не покупайся на лестные предложения... Если
тебя обхитрили (обманули) и ты попал в беду, зови на помощь, кричи
громче, поднимай много шума. Держись, помощь придет ("Кот, петух и
лиса").
- Доверие к людям - прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна ("Заюшкина избушка", "Волк и семеро козлят").
- Никого не приглашай (не пускай) к себе домой, когда ты один. Не
открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет. Вдруг
это хитрая лиса пришла. Дружно можно любого врага победить ("Зимовье
зверей").
- Не бывает безвыходных ситуаций. Что бы ни случилось, как бы ни
складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько
подумать ("Гуси-лебеди", "Лисица и волк", "Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка" и др.).
- Ищи причину, почему у тебя что-то не получается и что надо сделать,
чтобы получилось. ("Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо"). Помните? Как
ни старался Иван, как ни бился, а все отрубленные у Чуда-Юда головы
прирастали снова. Что делать? Иван понял, что надо срубить огненный
палец, это он наполняет зло новой силой. Чем не полезный урок, когда
что-то не получается, когда не везет, когда неприятности так и сыплются
на тебя - не падай духом. Не маши мечом зря - ищи истинную причину своих
неудач. Найди и устрани - и тогда удача к тебе вернется.
IIIэтап:
1) «Угадайка»
Просто задаете вопросы и вместе ищете ответ. А дети постарше могут задавать вопросы и вам. Например:
- В какой сказке мальчик превратился в козленочка? Почему? А что ты
будешь делать, если тебе пить захочется? Тебе мальчик из своего стакана
предложит воду, ты попьешь? Почему?
- Давай вспомним, в какой еще сказке мальчик не слушался.
- Угадай, кто помог двум детишкам спастись от Бабы-Яги?
2)"Полезные сказочные советы"
Берете какую-то сказку, и - кто больше советов найдет? Берете какой-то
полезный совет, и - кто больше сказок назовет, где он встречается?
3) «Подбери сказки»
К предложенным советам (см. IIэтап) малыш с вашей помощью подбирает сказку.
Несколькими простых правил проведения занятий по сказкам:
- Прежде чем рассказывать-читать новую сказку, определите для себя: какие полезные уроки для ребенка зашифрованы в ней.
- Рассказывайте сказки. Можно, конечно, и читать, но - устный строй речи отличается: он более теплый, более доверительный...
- Покажите свое отношение к героям, к происходящим
событиям. Но вспомните: вы осуждаете не самого сказочного героя, вы
осуждаете его поступок. А самого героя вы жалеете, восхищаетесь им и т.
п.
- Не перестарайтесь. Не стоит увлекаться и
рассказывать историю страшным и заунывным голосом, рыдать над бедным
героем. Малыш перехватит вашу реакцию и тогда уж точно перепугается.
Ваша задача - не испугать, а научить держать ушки на макушке.
- Обращайте внимание на иллюстрации. У детей образная
память. Баба-Яга, созданная воображением ребенка, и нарисованная
Баба-Яга - вещи разные. Детская психика "подстраховывается": она не
создаст ужасно страшную картинку. А вот то, что малыш увидел, - так и
будет стоять у него перед глазами.
- Задавайте вопросы. Если ребенок пока говорить не
умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно вас поймет. Суть
вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ.
Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам как раз это и
надо.
- Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное - не отойти от темы).
- Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны
спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют
эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.
- Повторяйте. Не старайтесь комментировать сказку
каждый раз, когда ее читаете. Но время от времени возвращаться к такому
обсуждению желательно.
Дети часто делают конгломерат из любимых сказок или придумывают к
знакомым (которые, по их мнению, кончаются плоховато) свои концовки.
Тоже неплохо. И воображение развивается, и напряжение снимается. А сам
ребенок приходит к выводу: безвыходных ситуаций не бывает, всегда есть
выход, главное - не растеряться.
И пусть сказка, остается только сказкой. И как именно, должен поступить
ребенок в экстремальной ситуации - будете учить постепенно с учетом его
возрастных особенностей. А сейчас ваша задача с помощью самого
доступного и действенного способа - сказки, сложить фундамент
безопасности существования ребенка.